Музей трамваев в Нижнем Новгороде. Поедем?

Музей трамваем

«Вход» в депо №1 Нижнего Новгорода (В музей)

История трамвая и троллейбуса

На, так называемую, «ночь музеев» в 2014 году в Нижнем Новгороде мы попали в музей трамваев, а точнее электротранспорта. Эта малоизвестная достопримечательность расположена недалеко от центра (на территории депо №1), но, не смотря на это, добраться туда не очень просто. Мы приехали на машине, с трудом нашли место для парковки на маленьком пятачке перед воротами и прямо по рельсам вошли. Осмотр занял минут сорок, успели немного пообщаться с «экскурсоводом», которая  провела обзорную экскурсию для стихийно образовавшейся группы. К сожалению, с нами был всего один «лакмусовый» ребенок :), но бегал и дергал рычаги он за троих.

О том, где находится трамвайный музей и как туда добраться, смотрите ниже, а пока…

9 трамваев и 2 троллейбуса, которые когда-то катались по улицам города, позволяют оценить историю электротранспорта в Нижнем Новгороде от самых начал до наших дней. А началось все в 1896 году с трамвая «Эрликон», который в коллекции представлен восстановленным для съемок фильма в 1987 году экземпляром.  Кстати, не считая киевского, который сейчас российским не считается, нижегородский трамвай – первый в России.

Эрликон на выходе

«Эрликон» на выходе из Нижегородского Кремля (Из книги Ю.М.Коссого «Ваш друг трамвай»

Любой экспонат можно трогать руками. Посидеть в кабине водителя, на пассажирских «лавочках», от деревянных до кожзамовских, подергать ручки. Это ли не счастье для ребенка. Да и взрослые с радостью представляют, с каким «комфортом» передвигались в городском транспорте наши предки. Узкие и широкие двери, удобные и не очень лесенки, «эргономичные» пассажирские места и строгие водительские. Детям раздолье.

Воздушный шарик

Обратите внимание на современную доработку :). Измеритель скорости, типа, «воздушный шарик». В данном случае, измеряется скорость ветра, но если сосредоточиться (а кому-то расслабиться)… кажется, что едет трамвай.

В сравнении с музеем паровозов (В Нижнем Новгороде) здесь чище, присутствуют таблички, да и вообще, музей трамваев расположен практически в саду. Техника поддерживается в приятном глазу состоянии. Говорят, что можно попасть на экскурсию, хотя и сложно, а в здании депо имеется комната с макетами и фотографиями. Мы пока этого не оценили, но надеемся попасть, прокатившись на трамвае-кафе, курсирующему по Нижнему Новгороду. Одна из остановок, как раз, в музее электротранспорта.

Традиционно пройти виртуально вместе с нами по музею электротранспорта можно с помощью галереи.

  • Превью
    Не то, чтобы парковка, но несколько машин с высоким просветом найдется где поставить.

    Не то, чтобы парковка, но несколько машин с высоким просветом найдется где поставить.

  •  Ворота открыты, входить можно!

    Ворота открыты, входить можно!

  •  Музей под открытым небом

    Музей под открытым небом

  •  В кольце

    В кольце

  •  Мы едем, едем, едем в далекие края…

    Мы едем, едем, едем в далекие края…

  •  Заходите, в тесноте, да не в обиде.

    Заходите, в тесноте, да не в обиде.

  •  Рули, не рули, никуда он с рельсов не денется

    Рули, не рули, никуда он с рельсов не денется

  •  Самый старый трамвай…

    Самый старый трамвай…

  •  Бежит вагон. Качается?!

    Бежит вагон. Качается?!

  •  Попался, заяц!

    Попался, заяц!

  •  Следующая остановка, 'Музей электротранспорта'!

    Следующая остановка, 'Музей электротранспорта'!

  •  Ничего не трогал, он сам поехал…

    Ничего не трогал, он сам поехал…

  •  Вот тут уже удобнее.

    Вот тут уже удобнее.

  •  А у нас и троллейбусы есть!

    А у нас и троллейбусы есть!

  •  Экскурсовод рассказывает, как был получен первый в Нижнем Новгороде троллейбус.

    Экскурсовод рассказывает, как был получен первый в Нижнем Новгороде троллейбус.

  •  Вот такой вот первый маршрут троллейбуса

    Вот такой вот первый маршрут троллейбуса

  •  Это не баранка, это РУЛЬ!

    Это не баранка, это РУЛЬ!

  •  Не угонишь :)

    Не угонишь :)

  •  Ой, а это рабочий и совсем не экспонат

    Ой, а это рабочий и совсем не экспонат

  •  Просто рабочее депо.

    Просто рабочее депо.

  •  Да, как за сто лет изменилась панель приборов…

    Да, как за сто лет изменилась панель приборов…

  •  А этот трамвай, что перевозит!? Бочку какую то…

    А этот трамвай, что перевозит!? Бочку какую то…

  •  Трамвай на аккумуляторах!? Мы думали, это бочка, а это 'батарейка'!

    Трамвай на аккумуляторах!? Мы думали, это бочка, а это 'батарейка'!

  •  Летом снегоуборочные трамваи отдыхают в яблоневом саду.

    Летом снегоуборочные трамваи отдыхают в яблоневом саду.

  •  Не подходите ко мне, я не экспонат!

    Не подходите ко мне, я не экспонат!

  •  Пол, конечно, не паркет, но и трамвай то деревянный!

    Пол, конечно, не паркет, но и трамвай то деревянный!

  •  Хоть и деревянный, но трудился 'старичок' долго.

    Хоть и деревянный, но трудился 'старичок' долго.

  •  Осторожно, трамваи сносит в юз.

    Осторожно, трамваи сносит в юз.

Интересный кусочек информации мы услышали от одной женщины, то ли экскурсовода, который тут тусовалась, то ли нет. Она кое-что рассказала и про трамваи и про троллейбусы.

История такая. Первый троллейбусный маршрут запустили аж в середине XX века. Оцените, разница между появлением трамвая и троллейбуса в Нижнем Новгороде более 50 лет. Несколько опытных водителей автобусов отправили учиться в Москву, дело было незнакомое и ответственное. Один из этих водителей стал, в последствии, директором депо. И перевозили эти надежные люди пассажиров всего лишь с пл. Горького на пл. Минина. Как я понимаю, пл. Горького тогда называлась «1 Мая», что можно увидеть на экспонате-троллейбусе. Рассказ был завлекательным, и нам захотелось попасть в музей истории трамвая и троллейбуса,  уже по билетам, с экскурсией.

Не нарочно, мы залезли в стоящий на нормальных путях современный трамвай. Панель приборов впечатляет количеством тумблеров и стрелочных приборов. Вернулись к «истории» — вот тут все ясно, вот рычаг — можно дергать.

Выходить нельзя

Покидать статью во время чтения запрещается! :)

В музее присутствует уникальная техника.

Трамваи
  • Эрликон. Бельгия. 1896г
  • Серия Х. Усть-Катавский и Мытищинский заводы. 1926-1941 гг
  • Серия КМ. Завод «Красное Сормово»(Нижний Новгород). 1926-1939 гг
  • Серия ЛМ (ЛМ-49 и ЛМ-57) Завод «Ленинградский Моторный». 1949 и 1957 года, соответственно.
  • Серия РВЗ (РВЗ-6 и РВЗ-7). Рижский вагоностроительный завод. 1960—1987. РВЗ-7 – единственный в мире сохранившийся вагон.
  • Серия МТВ (МТВ-82) Тушиский, Рижский заводы. 1947-1961 гг
Троллейбусы
  • МТБ-82 Тушинский завод. 1946—1961 гг
  • ЗиУ-5. Завод им. Урицкого в Энгельсе.1961-1972 гг

Упрощенная схема трамвая

Для того, чтобы уверено объяснять детям, что есть что в экспонате, простой рисунок.

Простая схема трамвая

Упрощенная схема электротранспорта

  1. Вагонные тележки. Между колесами расположен тормоз.
  2. Токоприемник. Он же бугель. Он же пантограф. Он же, просто, дуга.
  3. Кабина, внутри которой расположен контроллер водителя – рычаг, вместо руля. В современных трамваях, вместо рычага применяется педаль.
  4. Салон вагона.
  5. «Колбаса» – сцепка для соединения вагонов между собой. Когда то на них каталась ребятня.

Примерный процесс управления: водитель поднимает пантограф («дугу») и включает вагон, постепенно поворачивая ручку контроллера или нажимая на педаль подает на тяговые двигатели всё больший и больший ток, и вагон ускоряется. По достижении требуемой скорости водитель устанавливает ручку контроллера в нулевое положение, ток выключается, и вагон движется по инерции. Для торможения контроллер устанавливается на тормозную позицию.

Личная оценка

Плюсы

Наличие экскурсии и табличек. Не высокая стоимость. Интересные экземпляры техники.

Минусы

Неудобное расположение, с точки зрения ближайших остановок. Некоторые сложности с тем, чтобы попасть в музей индивидуально.

Отзывы друзей и знакомых

  • Миша (7л): Там 2 троллейбуса.
  • Наталия(более 30л): Можно сходить с детьми, с девушкой, с гостями города. Будет интересно и взрослым.

Еще в Нижнем Новгороде есть Парк Победы с военной техникой, где детям, наверное, будет интереснее. Или более познавательный музей деревянного зодчества на Щелковском хуторе, где ребенок познакомится с родной историей и просто погуляет по старинной «деревне» России 18-19 веков.

Где находится музей трамваев

Адрес: Нижний Новгород, ул.  Генерала Ивлиева, 1. Трамвайное депо №1. Телефоны: (831) 468-98-88

Время работы: 08.00 — 16.30 (вт-чт). Перерыв на обед с 12.00 до 12.30 Входной билет: 100 рублей. Льготный — 50 рублей

Как добраться до музея электротранспорта

Ну, все, можно покидать музей/статью, если знаете, как доехать до этой достопримечательности. Никаких катаклизмов не предвидится :).

Интересная табличка

До остановки «ул. Бориса Корнилова»:  19 трамвай, автобусы 16,61, 72,85, маршрутки 10,18,34,41,55. Далее идем к трамвайному кольцу по улице Надежды Сусловой до пересечения с улицей Ивлиева.

Или до остановки «Трамвайное депо №1»: 27 трамвай, троллейбус 16, маршрутка 46. Идти пешком почти не придется

Так же с ребенком в верхней части Нижнего Новгорода можно посетить зоопарк Швейцария, это не займет много времени, но, возможно, будет любопытно.

2 комментария к “Музей трамваев в Нижнем Новгороде. Поедем?
  1. Был музее электротранспорта в феврале 2017.
    Демоплощадка внутри действующего депо. Плюс — можно увидеть современные трамваи. Очень тесно.
    Всё занесено снегом — не подойти, не залезть, не почитать таблички. Надо либо на зиму музей объявлять закрытым, либо чистить снег!
    Троллейбуса з-да Урицкого нет! Оказался в мае около памятника Петру I на Нижневолжской набережной без какого-либо информационного обеспечения и без доступа во внутрь.
    Числится, что музей работает во все рабочие дни. Я попал в пятницу. Сотрудницы, ответственной за музей, не было. В верхние залы меня не пустили.
    А деньги за билет взяли!

Добавить комментарий