Музей паровозов в Нижнем Новгороде. Стоит ли посетить!?

Статья обновлена в 2019гг. Обновление в конце статьи (перед разделом «Как добраться»). По состоянию на 2019 год площадка все так же бесплатна, облагорожена. Таблички имеются, кроме макета платформы и вагонов рядом с ней, ничего нового не добавлялось.

Детям паровозы понравятся

Музей Паровозы России в Нижнем Новгороде

Вход в музей Паровозы России

Есть такой в Нижнем Новгороде бесплатный музей «Паровозы России» на открытой площадке. Находится в посёлке Сортировочный в Канавинском районе Нижнего Новгорода, далековато от основных «туристических» (да и не туристических) троп, но свозить туда ребенка, особенно мальчика, при возможности стоит.

Ниже можно скачать своеобразный путеводитель — материалы по паровозам, которые находятся в этом музее и пара простых картинок по устройству этих средств передвижения.

По крайней мере, мы туда катались на своей машине несколько раз – ребенку нравится. В мае 2014 привезли друзей с их детьми (постарше нашего). Мальчишки сказали, что «съездили не зря». Читал, что в других городах имеются более солидные музеи паровозов. На мой взгляд, для того, чтобы оценить величие (ух, какие большие колеса, прикольные лестницы) этих громадин, данной площадки достаточно.

Вот такие вот гиганты-паровозы

Большие колеса у гигантов

С другой стороны, на общественном транспорте, да еще с детьми, я бы вряд ли поехал только ради этой достопримечательности, но, можно, совместить это с отдыхом на расположенном рядом озере Сортировочное.

В коллекции музея имеется 15 экземпляров паровозов, выпущенных в России, СССР и в других странах в XX веке. Между памятниками на рельсах плиткой выложены аккуратные дорожки. Детям есть где и полазить, и побегать.  К сожалению, таблички с пояснениями отсутствуют, что не позволяет оценить, хотя бы, массу и мощь исполинов без экскурсии или путеводителя. Мусор присутствует, но не копится, если судить по нашим неоднократным посещениям. Да и бомжи, если там ночуют, похоже, не сильно засоряют «место обитания». Явно не заметно, но кто-то в любом случае присматривает за памятниками: подкрашивает, делает мелкий «ремонт».

Взрослым… если без детей, то одного раза, наверное, достаточно. Хотя я вот, в каждый приезд замечаю какие-то новые нюансы. К примеру, под впечатлением приключенческих фильмов, рассматривая огороженные или нет площадки вдоль котла паровоза, всегда думал, «как же они бедные на ходу то бегали». А в последний раз до меня дошло, что в движении никто из экипажа никуда не бегает, котел не обслуживает :).

Ну и для «эмоциональной» оценки музея предлагаю посмотреть нашу галерею с «туристическими» фото паровозов.

Превью к галерее фото

Фотогалерея

Фото галерея музея

Если интерес к вылазке не пропал, изучаем картинки-схемы паровоза, чтобы объяснять детям, куда же они забираются, в тендер или в топку :). Возможно, даже распечатываем. (Схемы входят в путеводитель). Кому не хочется возиться с распечатками, может запомнить основные термины из простой схемы, а у кого память получше или не прочь воспользоваться шпаргалками, используйте сложную. Минимум потраченного времени – минут 20 – чтобы «посмотреть». Для детей же рассчитывайте где-то на час-полтора.

А еще обращаю внимание на другой, аналогичный,  музей трамваев, который расположен более удачно, ближе к центру Нижнего Новгорода. Туда добраться тоже не просто, но легче чем к паровозам.

Простая схема паровоза

Простая конструктивная схема паровоза (разрез и общий вид)

1- паровая машина; 2 — котёл; 3 — топка котла; 4 — экипаж, 5 — задняя тележка; 6 — тендер; 7 — пространство сгорания в топке котла; 8 — жаровые и дымогарные трубы; 9 — передняя тележка

Сложная схема паровоза

Более сложная принципиальная конструктивная схема паровоза

1 — топка; 2 — зольник; 3 — паровой котёл; 4 — дымовая коробка; 5 — будка; 6 — тендер; 7 — паровой колпак; 8 — предохранительный клапан; 9 — клапан регулятора; 10 — пароперегреватель; 11 — паровая машина; 12 — конус; 13 — парораспределительный механизм; 14 — привод регулятора; 15 — экипаж; 16 — поддерживающая тележка; 17 — бегунковая тележка; 18 — букса; 19 — рессорное подвешивание; 20 — тормозная колодка; 21 — паровоздушный насос; 22 — сцепное устройство; 23 — свисток; 24 — песочница.

Что касается музеев техники в Нижнем Новгороде в целом, то не так уж давно на гребном канале появился и развивается парк победы с выставкой военной техники России. Он, возможно, детям понравится больше. Ну, и раз уж вы соберетесь в "такую даль", то, не совсем по пути, правда, можно посетить в Нижнем Новгороде музей истории ГАЗ. Автомобили, история завода, интересно.

Путеводитель

Для тех, кому интересны «технические характеристики», я скомпоновал информацию с другого сайта (www.gorky-parovoz.narod.ru ), который считается «официальным» сайтом этого музея, в условный путеводитель. Скачивайте и распечатывайте.  В нем же находится ссылка на еще один интересный сайт, для любителей истории паровозов, где есть большие фотографии и интересные описания. А кому-то будет достаточно краткого списка, где перечислены такие основные данные паровоза, как вес, мощность, скорость и КПД)

  • ЬВН -9773 – Невский судостроительный завод г. С-Петербурга в начале 1900-х годов. (54 тн,  300 лс, 40 км/ч,  4%)
  • ЭМ 720-07 – Луганский, Харьковский, Брянский и Сормовский заводы с 1931 по 1935 гг. (82,9 тн, 1800 лс, 65 км/ч, 7%)
  • ЭР 761-96 – Луганск, Брянск 1934-1936 гг.  (85,8 тн, 2000 лс, 65 км/ч, 7,2%)
  • ТЭ-662 – Трофейный, германский. (86 тн, 1500 лс, 80 км/ч, 7.5%)
  • ЭН-1 – Невский судостроительный с 1916 по 1920 гг. (80,4 тн, 1500 лс, 55 км/ч, 7%)
  • Э-1112 – Харковский. Коломенский, Брянский, Сормовский заводы в 1912г. (80,4 тн, 1500 лс, 55 км/ч, 8%)
  • ЭУ-684-52 – Коломенский, Луганский, Харьковский, Брянский, Сормовский заводы с 1926 по 1931 гг. (85, тн, 1500 лс, 65 км/ч, 7%)
  • Эш 44-52 Заводы Нидквист и Гольм в Толльхеттане (Швеция) с 1922 по 1924 гг (80,4 тн, 1500 лс, 55 км/ч, 6%)
  • ЭГ 52-39 заводы объединения Локофербант (Германия) с 1921 по 1923 гг (80,4 тн, 1500 лс, 55 км/ч, 6,5%)
  • 9П-18430 Коломенский завод 1935-1957 годы (55,2 тн,,35 км/ч,)
  • СО17 – 2956 Харьковский завод 1934-1951 гг (96,5 тн, 2000 лс, 75 км/ч, 6,5%)
  • ЛВ-0225 Ворошиловоградский завод 1952-1956 гг (121 тн, 2420 лс, 90 км/ч, 8%
  • СУ 253-33 Сормовский завод 1947-1951 гг (86,6 тн, 1500 лс, 115 км/ч, 7,8%)
  • П36-0071 Коломенский завод 1950-1956 гг (135 тн, 3000 лс, 125 км/ч, 8,2%)
  • Л-0818 Коломенский, Ворошиловоградский, Брянский заводы 1945-1955 гг (102 тн, 220 лс, 90 км/ч, 7%)

Оценить путеводитель перед скачиванием можно в этой галерее музея.

Личная оценка

Плюсы

Бесплатно. Можно залезть на любой паровоз. Почти все настоящее, правда, несколько разукомплектовано. Территория, очевидно, чистится. Детям есть, где порезвиться.

Минусы

Будьте осторожны с детьми. Мусор.

А ведь по музею бегают дети

Неудачное расположение. Экскурсии не проводятся. Большинство кабин и котлов закрыто. С некоторых пор отсутствуют таблички с информацией (но можно скачать «путеводитель»). В виду отсутствия охраны, попадаются разбитые бутылки, мусор.

Рекомендации: будет интересно в большей степени детям от 6 до 12 лет, можно брать с собой семью и подруг.

Отзывы друзей и знакомых

  • Миша (7л): Хорошо. Не хотелось уходить. Там можно в войнушку поиграть.
  • Дима (9л): Класс
  • Александр (12л): Можно съездить еще.
  • Наталия(более 30л): Обязательно посетить!
  • Михаил(40л): Монументально.

Есть еще один музей под открытым небом - музей Щелковский хутор - исторический, с памятниками деревянного зодчества, там не так свободно, но, возможно, интересно.

UPD В 2015 году музей пополнился новыми экземплярами: старинными вагонами и красным тепловозом. На экспонатах появились таблички - их "приклеили" непосредственно на борта, так что должны бы задержаться надолго. Так что теперь "путеводитель" не особо нужен. Перед входом появилась будочка, но никакого охранника или еще кого, мы не заметили. Новые вагоны пока еще со стеклами, но несколько уже побитых, так что в скором времени их заколотят :( Музей пользуется популярностью (даже на видео ниже видно, что машин на площадке перед входом около 10). Приходят взрослые и без детей :)

Как добраться до паровозов

Музей находится возле железной дороги Нижний Новгород — Москва, в 200 метрах от платформы «Нижний Новгород-Сортировочный». Чтобы не ездить в этот район только ради музея, можно совместить его с посещением зоопарка "Лимпопо".

На автомобиле. С московского шоссе сворачиваем по улице «Лесной городок» или с Кузбасской на кольце сворачиваем на улицу Электровозная. И далее по координатам : 56.285216, 43.847795 или по адресу Архангельская, 1.

Как вариант, на электричке гороховецкого направления от Московского вокзала Нижнего Новгорода до станции Сортировочная и потом пройти метров 200 по ходу поезда.

Троллейбусом №25 до остановки «ул. Архангельская» и идем к домам с наименьшими номерами.

Автобусом №48 или маршрутками №47, 48 до остановки «ДК железнодорожников» и назад почти остановку.

Адрес: г. Нижний Новгород, Ул. Архангельская,1. Официальный адрес (там находится не работающее здание музея истории железнодорожного узла Горький-Сортировочный): ул. Клубная, 5, тел. (831) 248-72-54

Координаты: 56.285216, 43.847795

3 комментария к “Музей паровозов в Нижнем Новгороде. Стоит ли посетить!?
  1. Раньше было круто, но сейчас просто ужасно !!! Детей без родителей не впускают. Ездил с другом на великах, пришёл охраник сказал:»Без родителей нельзя». Мы спросили почему но он даже не ответил. А ещё минус в том, что теперь все паровозы закрыты, а ведь так хочется залезть в кабину паровоза «П36».
    P.S
    Мне и другу по 14 лет.

    • На 29 06 2017 залезть в кабины большинства паровозов можно. Что не пускают одних малолеток — правильно (могут залезть, куда не надо, могут свалиться, могут сломать).
      Основное здание музея РЖД по адресу Клубная 5 работает. Но в нём не продумано освещение (засветки), Многие «живые» макеты не работают.
      Экскурсоводы по музею торопятся, тараторят, пропускают целые залы. На открытой площадке до конца экскурсантов не доводят. И на части экспонатов основного музея, и на некоторых паровозах нет информационных табличек.
      Музеи нужны!

  2. Посещение музеев желательно с экскурсоводом с 9 до 17 в будни. Предварительная заявка по телефону НА ЭКСКУРСИЮ обязательна.

Добавить комментарий для Дмитрий Отменить ответ