Немного неожиданно для себя решили съездить в конце августа 2020 года в музей завода «Красное Сормово». Расположен он далеко от центра — на машине ехали полчаса, но зато бесплатный и интересный. Позвонил по телефону, никто не брал трубку. Решил на удачу, съездить, посмотреть, возможно, записаться лично на другой день. Но сотрудники музея встретили нас гостеприимно, гид Марина заканчивала экскурсию для молодого человека, мы присоединились. Он потом ушел, а мы продолжили. Так что, экскурсия у нас вышла не совсем классическая, с последней комнаты, про подводные лодки. Здесь можно прочитать отзыв, посмотреть слайд-шоу из фото и получить прочую нужную для посещения информацию.
☰►СОДЕРЖАНИЕ (раскрыть\скрыть)Общая информация
Адрес: Нижний Новгород, ул. Свободы, д.1 Координаты: 56.359431, 43.869918 Основан: 1967 г. В 2004 году объединен с музеем подводного судостроения. Официальный сайт: krsormovo.nnov.ru/o-predpriyatii/muzej-istorii-zavoda/ Режим работы: Пн-Пт 8:00-17:00 (последняя экскурсия возможна до 16:00) Посещение ПО ЗАПИСИ!! Телефоны: 8(831)229-60-49, 8(831)229-66-47 Стоимость: бесплатно!
Впечатления
Позвонил по телефону, никто не брал трубку, поэтому я решил рискнуть, поехать на удачу. Прыгнули с ребенком в автомобиль и за полчаса доехали. Площадка перед проходной завода забита машинами, втиснулись метрах в 50 от нужного здания. В нем расположена служба кадров, чтобы попасть в музей, нужно обойти дом, там есть указатели. Подняться на крыльцо и позвонить в звоночек.
Мы нагрянули внезапно. Я планировал очно записаться на какое-либо время в другой день. Нас спросили, иногородние ли мы, но даже с отрицательным ответом пристроили к «экскурсии», которая заканчивалась и проводилась для одного молодого человека. Так что, мы осмотрели музей немного с конца. Подозреваю, что приезжих-иногородних пристроили бы с еще большим старанием. Так что, можете рискнуть.
Формально, если главное помещение считать за одну большую комнату, то экспозиции размещены в четырех комнатах. Первая начинает историю рождения завода с ее основателей. Следующая немного отходит непосредственно от завода, а освещает быт рабочих в 19 веке (одна половина комнаты) и в 20 веке (вторая половина). Потом в главном помещении рассказывается история развития «Красное Сормово», разделенная на несколько периодов. Заканчивается все на самой новой экспозиции, посвященной конкретно подводному судостроению. Здесь еще раз отходим чуть-чуть от истории завода и погружаемся под воду в развитие и действия подводного флота, в частности российского. Ориентируйтесь где-то на час по времени. В зависимости от того, как вы будете отвлекать гида ;)
С начала общее впечатление: в целом все интересно, понравилось. Потраченного времени не жаль, рекомендуем, в том числе, для детей где-то от 10 лет.
Ниже можно посмотреть менее чем трехминутное видео (слайд-шоу), сформированное из фото, сделанных на территории музея.
Я не буду пересказывать всю экскурсию, прослушайте сами. А отмечу некоторые факты, которые запомнились и хотелось бы ими поделиться. Самое важное. Всегда считал, что завод «Красное Сормово» выпускал и производит суда, в большей степени, подводные лодки. А оказалось… Начнем по порядку. Завод был построен в 1849 году. Нижний Новгород тогда был расположен только на верхнем берегу Оки, а место постройки было в восьми верстах от города. По мимо «спонсоров»-князей, главным, так сказать, основателем был поручик Бернадаки, под управлением которого и начинал свою жизнь завод. Первая комната посвящена этому поручику и первым «шагам» завода по ремонту и строительству судов.
Во второй комнате находятся предметы быта рабочих «Красного Сормова» разных лет. В углу установлены красивые резные наличники и это не от дома рабочих, а потому что когда-то многие резчики работали на постройке деревянных барж. На этих баржах они и вырезали красивые глухие окна. В дальнейшем, суда стали строить из металла и резчики переквалифицировались на окошки, но стиль без щелей остался из «визитной карточкой».
Главный за поведает нам, что по мимо судов на заводе производили снаряды, бронежилеты, вагоны, множество прочей техники и предметов, в том числе, канализационные люки. Интересно, что первые советские танки на основе захваченного французского, были сделаны здесь же. Без чертежей, без помощи французских инженеров. Не только сделали, но и усовершенствовали. Правда этим первым пятнадцати танкам не довелось повоевать.
Много славных страниц написал завод в своей истории, много где был первым или единственным, но не будем раскрывать интригу ;) раньше времени. Приходите, смотрите на фото, макеты, слушайте гида и узнаете много интересного.
Около выхода (или входа) расположена экспозиция, посвященная современным делам. Там и фотография директора с президентом и последний прорывной проект…
На столе вы увидите разнообразие магнитиков и значков. Мы купили один по цене всего 100 рублей.
В помещении про подводный флот (зал открыли в июле 2020) можно испытать ощущения, которые получают подводники, когда пролезают через люк диаметром 80 сантиметров. Я со своей комплекцией не стал рисковать ;) А ребенок проскочил. Воспроизведена обстановке в кубрике подводников. Здесь испытание покруче — поместиться между двух спальных мест, между которыми всего 40 сантиметров. Еще один угол посвящен Маринеско, командир подлодки (подводник номер 1), которая утопила во время ВОВ судно «Вильгельм Густлофф». Эта атака называется «атакой века», а подлодка, которой командовал Александр Маринеско была построена на заводе «Красное Сормово». В нижегородском Кремле вы можете увидеть рубку этой подводной лодки «С-13».
Как добраться
Да, музей расположен в здании около проходной завода «Красное Сормово». На втором этаже, домик нужно обойти вокруг и позвонить в звонок. Завод далеко от центра и остальных достопримечательностей. До остановки «Улица Баррикад». Мы приезжали на машине, в рабочее время, с трудом нашли место для парковки. В общем-то на 2020 год рассматривайте общественный транспорт: автобусы 3 , 6 ,9 , 19 , 8 , 35, 51, 90. Но лучше уточнить на карте ниже: