История трамвая и троллейбуса
На, так называемую, «ночь музеев» в 2014 году в Нижнем Новгороде мы попали в музей трамваев, а точнее электротранспорта. Эта малоизвестная достопримечательность расположена недалеко от центра (на территории депо №1), но, не смотря на это, добраться туда не очень просто. Мы приехали на машине, с трудом нашли место для парковки на маленьком пятачке перед воротами и прямо по рельсам вошли. Осмотр занял минут сорок, успели немного пообщаться с «экскурсоводом», которая провела обзорную экскурсию для стихийно образовавшейся группы. К сожалению, с нами был всего один «лакмусовый» ребенок :), но бегал и дергал рычаги он за троих.
О том, где находится трамвайный музей и как туда добраться, смотрите ниже, а пока…
9 трамваев и 2 троллейбуса, которые когда-то катались по улицам города, позволяют оценить историю электротранспорта в Нижнем Новгороде от самых начал до наших дней. А началось все в 1896 году с трамвая «Эрликон», который в коллекции представлен восстановленным для съемок фильма в 1987 году экземпляром. Кстати, не считая киевского, который сейчас российским не считается, нижегородский трамвай – первый в России.
Любой экспонат можно трогать руками. Посидеть в кабине водителя, на пассажирских «лавочках», от деревянных до кожзамовских, подергать ручки. Это ли не счастье для ребенка. Да и взрослые с радостью представляют, с каким «комфортом» передвигались в городском транспорте наши предки. Узкие и широкие двери, удобные и не очень лесенки, «эргономичные» пассажирские места и строгие водительские. Детям раздолье.
Обратите внимание на современную доработку :). Измеритель скорости, типа, «воздушный шарик». В данном случае, измеряется скорость ветра, но если сосредоточиться (а кому-то расслабиться)… кажется, что едет трамвай.
В сравнении с музеем паровозов (В Нижнем Новгороде) здесь чище, присутствуют таблички, да и вообще, музей трамваев расположен практически в саду. Техника поддерживается в приятном глазу состоянии. Говорят, что можно попасть на экскурсию, хотя и сложно, а в здании депо имеется комната с макетами и фотографиями. Мы пока этого не оценили, но надеемся попасть, прокатившись на трамвае-кафе, курсирующему по Нижнему Новгороду. Одна из остановок, как раз, в музее электротранспорта.
Традиционно пройти виртуально вместе с нами по музею электротранспорта можно с помощью галереи.
Интересный кусочек информации мы услышали от одной женщины, то ли экскурсовода, который тут тусовалась, то ли нет. Она кое-что рассказала и про трамваи и про троллейбусы.
История такая. Первый троллейбусный маршрут запустили аж в середине XX века. Оцените, разница между появлением трамвая и троллейбуса в Нижнем Новгороде более 50 лет. Несколько опытных водителей автобусов отправили учиться в Москву, дело было незнакомое и ответственное. Один из этих водителей стал, в последствии, директором депо. И перевозили эти надежные люди пассажиров всего лишь с пл. Горького на пл. Минина. Как я понимаю, пл. Горького тогда называлась «1 Мая», что можно увидеть на экспонате-троллейбусе. Рассказ был завлекательным, и нам захотелось попасть в музей истории трамвая и троллейбуса, уже по билетам, с экскурсией.
Не нарочно, мы залезли в стоящий на нормальных путях современный трамвай. Панель приборов впечатляет количеством тумблеров и стрелочных приборов. Вернулись к «истории» — вот тут все ясно, вот рычаг — можно дергать.
В музее присутствует уникальная техника.
Трамваи
- Эрликон. Бельгия. 1896г
- Серия Х. Усть-Катавский и Мытищинский заводы. 1926-1941 гг
- Серия КМ. Завод «Красное Сормово»(Нижний Новгород). 1926-1939 гг
- Серия ЛМ (ЛМ-49 и ЛМ-57) Завод «Ленинградский Моторный». 1949 и 1957 года, соответственно.
- Серия РВЗ (РВЗ-6 и РВЗ-7). Рижский вагоностроительный завод. 1960—1987. РВЗ-7 – единственный в мире сохранившийся вагон.
- Серия МТВ (МТВ-82) Тушиский, Рижский заводы. 1947-1961 гг
Троллейбусы
- МТБ-82 Тушинский завод. 1946—1961 гг
- ЗиУ-5. Завод им. Урицкого в Энгельсе.1961-1972 гг
Упрощенная схема трамвая
Для того, чтобы уверено объяснять детям, что есть что в экспонате, простой рисунок.
- Вагонные тележки. Между колесами расположен тормоз.
- Токоприемник. Он же бугель. Он же пантограф. Он же, просто, дуга.
- Кабина, внутри которой расположен контроллер водителя – рычаг, вместо руля. В современных трамваях, вместо рычага применяется педаль.
- Салон вагона.
- «Колбаса» – сцепка для соединения вагонов между собой. Когда то на них каталась ребятня.
Примерный процесс управления: водитель поднимает пантограф («дугу») и включает вагон, постепенно поворачивая ручку контроллера или нажимая на педаль подает на тяговые двигатели всё больший и больший ток, и вагон ускоряется. По достижении требуемой скорости водитель устанавливает ручку контроллера в нулевое положение, ток выключается, и вагон движется по инерции. Для торможения контроллер устанавливается на тормозную позицию.
Личная оценка
Плюсы
Наличие экскурсии и табличек. Не высокая стоимость. Интересные экземпляры техники.
Минусы
Неудобное расположение, с точки зрения ближайших остановок. Некоторые сложности с тем, чтобы попасть в музей индивидуально.
Отзывы друзей и знакомых
- Миша (7л): Там 2 троллейбуса.
- Наталия(более 30л): Можно сходить с детьми, с девушкой, с гостями города. Будет интересно и взрослым.
Еще в Нижнем Новгороде есть Парк Победы с военной техникой, где детям, наверное, будет интереснее. Или более познавательный музей деревянного зодчества на Щелковском хуторе, где ребенок познакомится с родной историей и просто погуляет по старинной «деревне» России 18-19 веков.
Где находится музей трамваев
Адрес: Нижний Новгород, ул. Генерала Ивлиева, 1. Трамвайное депо №1. Телефоны: (831) 468-98-88
Время работы: 08.00 — 16.30 (вт-чт). Перерыв на обед с 12.00 до 12.30 Входной билет: 100 рублей. Льготный — 50 рублей
Как добраться до музея электротранспорта
Ну, все, можно покидать музей/статью, если знаете, как доехать до этой достопримечательности. Никаких катаклизмов не предвидится :).
До остановки «ул. Бориса Корнилова»: 19 трамвай, автобусы 16,61, 72,85, маршрутки 10,18,34,41,55. Далее идем к трамвайному кольцу по улице Надежды Сусловой до пересечения с улицей Ивлиева.
Или до остановки «Трамвайное депо №1»: 27 трамвай, троллейбус 16, маршрутка 46. Идти пешком почти не придется
Так же с ребенком в верхней части Нижнего Новгорода можно посетить зоопарк Швейцария, это не займет много времени, но, возможно, будет любопытно.
Был музее электротранспорта в феврале 2017.
Демоплощадка внутри действующего депо. Плюс — можно увидеть современные трамваи. Очень тесно.
Всё занесено снегом — не подойти, не залезть, не почитать таблички. Надо либо на зиму музей объявлять закрытым, либо чистить снег!
Троллейбуса з-да Урицкого нет! Оказался в мае около памятника Петру I на Нижневолжской набережной без какого-либо информационного обеспечения и без доступа во внутрь.
Числится, что музей работает во все рабочие дни. Я попал в пятницу. Сотрудницы, ответственной за музей, не было. В верхние залы меня не пустили.
А деньги за билет взяли!
а где модели 1975-2016 годов?
Уважаемое руководство музея! Подскажите пожалуйста как попасть в ваш музей в таком графике работы, если в основном люди работаю также??? Для кого этот музей существует и работает, если попасть в него невозможно. Руководство не заинтересовано в посетителях??????
К сожалению, это частный блог и я не знаком с руководством музея ((( и не могу, олег, передать ваши слова им.